Sanders (dcfc_lad) wrote,
Sanders
dcfc_lad

GUIDO – закрытая шахта в Забже

1000x667-7

Это – must see для любителей индустриального туризма. В Забже две угольные шахты. В одной из них прекратили добычу и открыли музей. Место невероятно крутое. В шахте два уровня – 170 метров под землей и 340. На верхнем – уголь добывали в 19 веке, на нижнем – в наше время. Все механизмы и аппараты в рабочем состоянии. Причем в ходе экскурсии их не просто показывают, но и запускают. Об этой шахте очень мало упоминаний в рунете, в основном попадается только общая информация. Объект заслуживает внимания. Мне Гуидо понравилась гораздо больше, чем, например, куда более раскрученная копальня соли в Величке. Потому что здесь всё настоящее. Итак, добро пожаловать под землю.


Забже – небольшой городок на юге Польши, в агломерации Катовице. Это промышленный регион, куда редко заезжают туристы. Достопримечательностей здесь почти нет, разве что парочка старых особняков, руины нескольких замков да один из крупнейших в Польше концерт-холлов. Ну, еще и Освенцим рядом, но это на любителя. Шахта Гуидо - промышленная жемчужина региона.

DSC_5844 2.

DSC_5843 3.

Оказалось, что наш знакомый в свободное от работы время подрабатывает здесь гидом. Так что нам повезло с эксклюзивной экскурсией.
DSC_5846 4.

При входе всем выдают каску и фонарь. И это не просто антураж, они действительно пригодятся. В шахте темно, с потолка иногда что-то сыпется, можно удариться головой о железные конструкции.
+DSC_5766 5.


Шахта названа в честь бывшего владельца, Гуидо Хенкель фон Доннерсмарка. Во второй половине 19 века этому деятелю принадлежали едва ли не все промышленные предприятия в этом районе.
+DSC_5721 6.

Подъемная система. Рядом сидит оператор, который управляет спуском и поднятием лифта. Второй человек находится возле кабины. Они не видят друг друга, поэтому общаются с помощью перезвона колокола. Белая стрелка показывает где находится лифт, который работает на нижнем уровне, правый - тот, что на верхнем.
+DSC_5719 7.

+DSC_5720 8.

А вот и сам лифт. Рабочих в шахту он спускал со скоростью 10 метров в секунду. Туристов спускают медленнее – всего 4 м/с. С такой же скоростью лифты ездят в многоэтажках.
+DSC_5840 9.

Музей открылся относительно недавно, здесь постоянно что-то меняется и улучшается. Внизу есть бар и концертная площадка. Мы были в шахте накануне Пасхи – увы, всё было закрыто. При желании под землей можно даже обвенчаться. При входе на первый уровень – конюшни и классические стенды с инвентарем и спасательным оборудованием.

+DSC_5726 10.

До того, как процесс добычи угля механизировали, в шахте работало 80 лошадей – по 40 на каждом из уровней. Вниз их спускали на веревках, процесс занимал около 48 часов. Попадая в шахту, лошади оставались здесь навсегда. Если в обычной жизни кони живут 25-30 лет, то под землей – не больше десяти.
+DSC_5736 11.

Уголь в Гуидо перестали добывать еще в 1928. Но через эту шахту горняки спускались в соседние. Также здесь работала система дренажа, насосы откачивали воду со всех окрестных шахт.
+DSC_5725 12.

Когда уголь заканчивался, туннель засыпали, а стену закрашивали белой краской. В таких местах обычно накапливался метан. Чтобы определить концентрацию газа, использовали канареек. Если птички дохли – значит, предельная норма превышена. Через двести лет придумали специальный прибор.

+DSC_5723 13.

+DSC_5724 14.

+DSC_5796 15.

Одна из выработок. Чем-то похоже на подземные переходы в музее ракетных войск под Первомайском.

+DSC_5742 16.


В 50-х годах на шахте работали жертвы политических репрессий. Всего – около 200 тысяч человек.
+DSC_5780 17.

По этому туннелю груженые вагонетки поднимали наверх. На некоторых фото ИСО зашкаливает, уж простите)

+DSC_5750 18.

Изначально туннели были деревянные. Конструкции получались очень нестабильные. Когда уголь на определенном участке заканчивался, сооружения переносили вглубь шахты. Вручную, конечно. Часто все эти сваи и перегородки падали на головы шахтерам.

+DSC_5722 19.

Со временем деревянные балки заменили железобетонными. Конструкции стали крепче, но время от времени всё равно рушились.

+DSC_5752 20.

В наше время им на смену пришли специальные подпорки. Штанга опускается, платформа делает шаг вперед. Отработанные участки шахты, точно также как и раньше, заваливаются. Просто теперь при этом никто не гибнет.

+ 21.

Это – уже нижний уровень. Здесь гораздо интереснее. Официальная глубина – 320 метров. В реальности – больше 340. Этот уровень выкопали в конце 19 века. В подземных коридорах находится очень много машин и агрегатов. Все – в рабочем состоянии.

DSC_5776 22.

Ленточный конвейер. После автоматизации процесса, уголь наверх поднимали по этой ленте. Все работает и сейчас.

+DSC_5784 23.

Подземный трамвайчик. Их здесь несколько видов. На этом мы даже прокатились. Раньше он возил шахтеров, теперь – туристов. Говорят, это – единственная в Европе подвесная шахтерская дорога.

+DSC_5801 24.

Подвесная система.

+DSC_5797 25.

Еще один конвейер. Очень громко жужжит и бряцает металлом.

+DSC_5791 26.

Развилка в туннеле.

DSC_5836 27.

В этом разрезе еще осталось немного угля. Рабочий включает машину для прокладки туннелей и наглядно показывает, как она работает.

+DSC_5816 28.

Туннельный комбайн зовут Альпина. Мило) Раньше он работал на выработках в Альпах. Серьезный агрегат. Напоминает своих старших братьев из «Долины заброшенных экскаваторов».

+DSC_5812 29.

Другой тип комбайна. Его тоже включают, чтобы не объяснять принцип работы на пальцах. Эффектно. И никому ведь не пришло в голову всё это похерить и разобрать на металлолом, как обычно делают у нас.

+DSC_5826 30.

Горные породы. Чёрные куски - остатки залежей угля.
+DSC_5809 31.

В некоторых местах, чтобы пройти приходится сгибаться в три погибели.

DSC_5759 32.

+DSC_5782 33.


Небольшая пила для разрезов. Дырки в стене – от тестирования разных типов свёрел. После того, как уголь закончился, шахта стала исследовательской.

+DSC_5794 34.

Шахтеры вышли из забоя и переквалифицировались в гиды. Двойной профит – горняки не остались без работы, да и никто лучше них о шахте не расскажет.

+DSC_5741 35.

Привет Донбассу. Там при желании можно было бы сделать как минимум не хуже. И нет, для этого не нужно ждать, пока это сделают дяди сверху. Например, в Забже власти хотели просто закрыть шахту, но местные энтузиасты добились превращения ее в музей.

+DSC_5735 36.

После посещения шахты, прокатились немного по окрестностям. Начался дождь, поэтому посмотреть успели немного. Старинный особняк. Сейчас здесь ЗАГС и еще какое-то муниципальное учреждение.

+DSC_5851 37.

Один поселок плавно переходит в другой. Соседний городок Гливице. Это что-то вроде небольшого райцентра. Главная площадь красива и очень ухожена.

DSC_5855 38.

DSC_5857 39.

Кстати, рядом обнаружилась отличная пивная. Столько сортов вкусного живого пива я в Одессе нигде не встречал.

DSC_5854 40.

Понравилось? Жми лайк.

Оставайтесь с нами, добавляйтесь в друзья. Впереди много интересного. В следующем посту покажу гномскую столицу – Вроцлав. А пока, кто еще не видел, можете посмотреть на игрушечный Вроцлав – это мой первый эксперимент с техникой tilt-shift.

Tags: Польша, индастриал, интересные места, карьер, машины-монстры, путешествия, фото, фотовылазки, шахта, экскаваторы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →