Славный в прошлом, грязный в настоящем. Очаков – типичная украинская провинция. Город гораздо более запущенный, чем, например, та же Умань, но и здесь есть на что посмотреть и куда сходить. Под катом – мои путевые заметки о 5-часовом пребывании в Очакове (треть времени я провел в местном краеведческом музее, который оказался на удивление приятным – заглавное фото оттуда).
Очаков – город двух памятников и одного музея. Весь центр можно обойти примерно за час очень медленным шагом. Застройка в центре города – одно и двухэтажная. Это – главная улица города. Конечно же, Ленина.
Как и в любой южноукраинской провинции здесь сохранились советские названия улиц. Таблички все тоже старые, но в очень хорошем состоянии.
Кинотеатр Дельфин. Фильмы здесь давно не показывают, вместо афиш — объявления о продажах квартир, вместо зрительного зала — продуктовый магазин.
Орел на пушечных ядрах – символ города.
Очаков основан в начале 15 века (1415), сейчас здесь живет чуть больше 15 тысяч человек. Летом – толпы отдыхающих из Николева. Как я понял, для них Очаков – это местная ривьера, что-то вроде одесской Затоки и Каролино-Бугаза. Почему так – мне не понятно. Хотя иногда здесь попадаются приятные глазу детали.
Даже не верится, что городу 600 лет.
Еще немного и в Очакове отреставрируют еще одно здание (кроме музея, о нём в конце). Пока покрасили только верхнюю половину церкви.
Вид с набережной. На горизонте – искусственный остров Майский. В советское время там была база подготовки морского спецназа.
Памятник Суворову. Кроме него, монумента с орлом и музея здесь смотреть нечего.
Забор рядом с памятником Суворову влюбленные начали обвешивать замками.
Очаков — военный порт. Сейчас о былой славе напоминает лишь один сторожевой катер. Он одиноко стоит у причала, который гордо именуется Военной гаванью.
Второй имеющийся корабль давно переделали под пассажирское судно. Теперь на нём возят туристов на Кинбурнскую косу.
Одно из самых оживленных мест в городе — причал лесхоза, он же №340. Отсюда два раза в день ходят баркасы на Кинбурн. На выходных стоянка переполнена машинами. За сутки берут по 10 гривен с авто.
Вместо волнореза — три затопленные и забетонированные баржи. Они защищают акваторию от штормов.
Спасение утопающих – дело известно чьих рук.
Здание краеведческого музея – самое красивое в городе. И едва ли не единственное отреставрированное.
Перед входом стоят бюсты шестерых легендарных полководцев – Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Платов, Головатый и Ушаков.
Кутузов, как всегда, выделяется.
Здесь почти не осталось совка. В осовремененных музеях нравится, что большинство экспонатов не за стеклом, а в свободном доступе. В витринах хранятся только документы и мелкие предметы.
Фотографировать так тоже удобнее — нет никаких отблесков и дурацких отражений.
Больше всего в музеях меня раздражают бабульки, которые сидят в углу, вяжут носки внукам и заодно стерегут экспонаты от посетителей. Здесь их нет — никто не следит за тобой и не кряхтит над ухом. Это приятно.
Под потолком развешены флаги. В каждом зале разные, в соответствии с эпохой. Вот средневековые.
Революционные.
И современные.
В зале советской эпохи висят не только флаги, но и агитационные плакаты. Имхо, они достойны отдельного зала, а то и целого музея.
Макет торпедного катера Ш-4. Его остов сейчас лежит на дне Черного моря у южного берега Кинбурнской косы.
Этот аквалангист – главное украшение современного военного зала. Рядом еще стоит такой же парашютист и боец в костюме химзащиты.
Изначально на месте Очакова была литовская крепость, потом здесь властвовали татары и турки. В 1792 пришел Суворов и всех разогнал. Здесь он – один из двух местных героев.
Второй местный герой, почти такой же популярный как Суворов, – Петр Шмидт. Товарищ лейтенант здесь известен тем, что его неподалеку расстреляли.
В одном из залов – выставка работ местного народного умельца с дивным именем Ли Кри Се Трохимович. Мужик находит камни песчаника, придает им форму и дает причудливые названия.
Музей небольшой, неспешно обойти его весь можно часа за полтора-два. Искренне рекомендую.
Journal information