Sanders (dcfc_lad) wrote,
Sanders
dcfc_lad

Еврейские кварталы Умани

_1
И снова на Рождество мы в Умани - третий год подряд. На этот раз - никаких заезженных мест, Софиевку и центр города мы уже видели. Держим курс на еврейские кварталы. Посмотрим как живут хасиды в украинской провинции. Этнография в чистом виде. Зимой район выглядит пустынным. Большинство ортодоксов съезжаются сюда в сентябре, чтобы отпраздновать еврейский новый год у могилы почитаемого ими Рабби Нахмана. Из-за популярности сего действа, в последние годы район оброс специальной инфраструктурой - здесь выстроили огромную гостиницу для хасидов, работают магазины с кошерной едой, появились всевозможные заведения для паломников и даже собственная скорая помощь. А надписи вокруг, даже объявления на столбах, сплошь на иврите. Эдакий город в городе. Прогуляемся?

Улица Пушкина, почти самый центр Умани. На первый взгляд - обычный район, ничем не отличается от соседних. Дореволюционные здания вперемешку с советскими высотками и частными домами.
DSC_4591  2.

Но стоит присмотреться и понимаешь - что-то не так. Первым делом в глаза бросаются объявления и вывески - всё на иврите.
DSC_4549  3.

DSC_4588  4.

+DSC_4550  5.

По большому счёту, в Умани есть всего две достопримечательности - Софиевский парк и могила Рабби Нахмана. Каждый уважающий себя хасид должен хоть раз в жизни побывать на ней. А уж если встретить славный праздник Рош Ха-Шана рядом с останками ребе - сразу жизнь наладится и следующий год принесёт счастье. В Умань приезжают целыми семьями, на несколько дней, а то и недель. В сентябре сюда съезжается до 30 тысяч хасидов. Это очень много. Чтобы было понятнее, население всей Умани - 80 тысяч человек.
+DSC_4583  6.

Небольшой ликбез. Хасидизм - одно из течений иудаизма, основанное на каббале. Зародился в 18 веке на Подолье. Учение быстро стало популярным среди евреев, живших на территории современных Польши и Украины. Основатель хасидизма похоронен в городке Меджибож Хмельницкой области. Но куда большей популярностью пользуются останки его правнука Рабби Нахмана, который покоится в Умани. Этот цадик (праведник) основал брецлавскую ветвь хасидизма. Покоится ребе за этими воротами, в специальной усыпальнице. У нас особого интереса к останкам еврейских святых нет, поэтому внутрь не заходили. К тому же, одеты были неподобающим образом.
+DSC_4578  7.

С останками цадика Нахмана не всё так просто. Хасиды уже давно жаждут увезти их в Израиль. В начале 90-х президент Кравчук дал на это добро. Но в последний момент передумали, из-за возмущения местной еврейской общины - мол, сам Нахман завещал похоронить себя именно в Умани. Спустя пару лет останки попытались выкрасть двое молодых хасидов, но их поймала доблестная украинская милиция. Скандал разгорелся нешуточный, но святыня всё же осталась в Умани.
+DSC_4568  8.

Затем - очередной кипиш. Рядом с могилой Нахмана решили построить огромную синагогу, на 6 тысяч паломников. Не судьба - подрядчик начал работы, но хасиды с ним не расплатились. Суд постановил продать землю с недостроем с аукциона. Это вызвало волну протестов со стороны еврейских организаций. В конце концов дело замяли, но синагогу так и не построили. Теперь хотят возвести паломнический центр.
+DSC_4577  9.

Пока паломнический центр не построили, вокруг натыкано множество всяких разных пристроек. Что в них - непонятно, надписи только на иврите.
DSC_4567  10.

DSC_4575  11.

Неподалеку, на территории какого-то завода, сохранилась старая синагога. Её давно используют как склад. Ходят слухи, что евреи хотят её восстановить и для этого готовы выкупить весь завод. В этом районе вообще много заброшенной промзоны.
+DSC_4559  12.

Местные делают на еврейских традициях неплохой бизнес. Квартиры хасидам сдают в среднем от 200 до 500 долларов с человека за неделю. Бывает и дороже, всё зависит от близости к могиле и этажа (в праздник ортодоксам нельзя пользоваться лифтом).
+DSC_4558  13.

Но далеко не все рады таким гостям. Многих полчища хасидов откровенно раздражают. От них много шума и мусора. Даже сейчас, спустя четыре месяца после гуляний, еврейские кварталы выглядят одними из самых неухоженных и загаженных в городе. Местами мусор вдоль дорог валяется целыми кучами, непонятно почему его никто не убирает. Во время Рош Ха-Шана улицу оцепляет Беркут, но это не спасает от постоянных стычек и конфликтов.
+DSC_4560  14.

Гостиница "Шаарей цион" с кошерным рестораном. Построена хасидами для себя самих - работает только осенью, во время массового паломничества.
+DSC_4565  15.

+DSC_4561  16.

Казалось бы, совершенно обычный панельный дом. Но во всю стену красуется какая-то надпись на иврите. Кто поможет с переводом?) Кстати, халабуды и сарайчики под окнами ещё более перекособоченные, чем в украинской части Умани.
+DSC_4587  17.

Во дворе - кошерная шаурмишная)
+DSC_4580  18.

Все хасиды ходят с пейсами, в национальной одежде и с какими-то ритуальными верёвками, свисающими с пояса. Очень колоритно. Выглядят точь в точь как на постерах. Кстати, реклама - локализована. Это круто.
+DSC_4566  19.

Хасиды живут по собственным законам и порядкам. Особенно, во время Рош Ха-Шана. Бывали случаи, когда во время празднеств кому-то становилось плохо, но скорую помощь в квартал не пропускали - мол, не положено. Теперь обзавелись своей собственной. Номера, кстати, немецкие.
+DSC_4570  20.

Что-то вроде мини-кемпинга. За забором - большая зелёная лужайка, стоят несколько трейлеров и прицепов, в которых можно жить.
+DSC_4584  21.

На заборе - расписание авиарейсов. Всё серьёзно) Самолёты из Израиля в Умань не летают. Говорят, в начале 2000-х некие деятели решили отремонтировать местный аэропорт. Но всё закончилось тем, что старый аэродром разобрали и на этом дело заглохло. Теперь вообще никакого нет. Хасиды летят в Киев или Одессу, а дальше - на автобусе.
+DSC_4586  22.

Вокруг всё очень аутентично. Даже граффити на иврите.
DSC_4573  23.

Чуть дальше по улице, на склоне - покосившиеся одноэтажные домики. Многие заброшены. Не знаю связано ли это как-то с хасидской экспансией.
+DSC_4571  24.

Далі буде. Оставайтесь с нами, добавляйтесь в друзья - впереди много интересного)
DSC_4569  25.




Напоследок интересный вопрос. В современном языке слово "гетто" обозначает район, в котором компактно проживают нац.меньшинства (неважно добровольно или принудительно). Но в отношении евреев это слово несёт явный негативный оттенок. Как думаете, можно ли этот район называть гетто?
Tags: Умань, города, евреи, интересные места, путешествия, фото, фотовылазки, хасиды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →